Тюнинг

Стартер: причины поломки, ремонт своими руками, видео инструкция

Стартер

Стартер — сложный электрический механизм (электромотор) системы зажигания, с помощью которого осуществляется запуск двигателя внутреннего сгорания. Как и любая другая деталь автомобиля, электростартер рассчитан на длительную работу, за время которой способен осуществить сотни тысяч успешных пусков двигателя автомобиля в любых погодных условиях. В ходе эксплуатации этот механизм не нуждается в обслуживании, но, как известно в этом мире нет ничего вечного и рано или поздно настает тот момент, когда при повороте ключа зажигания стартер не сработает, либо будет крутить мотор очень медленно, как будто бы разрядился аккумулятор. По своему опыту могу сказать, что неисправности со стартером проявляются внезапно и в самый неподходящий для этого момент, поэтому после 150000 км (при частых запусках мотора после 100000 км) пробега рекомендуется проводить проверку состояния механизма и устранения дефектов.

Диагностика и демонтаж

Провести качественную диагностику механизма, в то время пока он установлен в автомобиле, не представляется возможным, поэтому его придется снимать. Благо, данная процедура не сложная и не требует особых навыков.

Инструкция снятия стартера:

  • Для начала обесточите автомобиль, для этого нужно снять клеммы с аккумулятора;
  • Снимите обшивку, закрывающую двигатель снизу и сверху, чтобы она не мешала свободному доступу к механизму (если установлена);
  • Отсоедините проводку от шпилек втягивающего реле (нужно аккуратно открутить по одной гайке с каждой шпильки) и разъемов подключения электростартера к сети автомобиля (это можно сделать сверху);
  • Открутите болты, которыми стартер прикручен к корпусу двигателя (как правило, их 2-3), а затем снимите его. Важно: при откручивании последнего болта придерживайте стартер рукой, чтобы он не упал.

После того как стартер будет снят с автомобиля рекомендуется проверить состояние всех его деталей.  Процесс выполнение ремонта механизма состоит из трех этапов: визуальный осмотр, очистка рабочих поверхностей, замена испорченных элементов. Но, для того чтобы выполнить ремонт механизма, автолюбителю нужно знать схему расположения деталей и как они выглядят.

Теория (устройство электростартера)

Стартер

  1. Втягивающее реле — электромагнит, выполняющий две функции. При повороте ключа зажигания подводит шестерню бендикса стартера к зубчатому венцу маховика, а после запуска двигателя возвращает шестерню в исходное положение.
  2. Вилка — соединяет втягивающее реле с бендиксом.
  3. Бендикс (обгонная муфта) — механизм, с помощью которого передается крутящий момент от электромотора к маховику двигателя при запуске. Также он защищает электростартер от высоких оборотов, на которых работает мотор.
  4. Якорь — ось, выполненная из специальной легированной стали, предназначенная для вращения шестерен бендикса.
  5. Коллектор — часть якоря, которая служит для установки и крепления элементов электромотора
  6. Статор — неподвижная часть электродвигателя
  7. Щётки и щёткодержатели — предназначены для подачи напряжения на пластины якоря.

Основные виды неисправности стартера и способы их устранения

Самой распространенной неисправностью любой электрической цепи является плохой контакт. Если в ходе эксплуатации авто появились какие-либо изменения в работе электростартера, в первую очередь нужно проверить состояние контактов (целостность проводки), провести диагностику предохранителей (находятся под капотом в отдельном блоке) и при необходимости устранить дефекты.

Еще одной частой неисправностью считается отказ втягивающего реле стартера. Есть несколько причин отказа реле. Залипание пятака — в момент, когда пятак замыкает два тока ведущих контактов и пропускает через себя ток, в этот момент проскакивает электрическая искра с высокой температурой (около 1000 °C) и припаивает пятак к контактам. В данной ситуации стартер продолжает крутиться даже после выключения зажигания. Чтобы остановить стартер, нужно снимать одну клемму с аккумулятора. Важно: действовать в данной ситуации нужно очень быстро, поскольку при работе стартера аккумулятор очень быстро «садится». Дальнейшая эксплуатация автомобиля возможна только после замены (ремонта) втягивающего реле. Из прочих неисправностей можно отметить: повреждение корпуса и магнита с обмотками, пригорание контактных пластин, нарушение контактов, ослабление возвратной пружины. При таких неисправностях втягивающее реле не будет срабатывать, а шестерня бендикса подаваться для зацепления с венцом маховика.

Износ щеток. При наличии данной неприятности стартер сначала вяло раскручивает мотор, создавая эффект разряженного аккумулятора, а затем и вовсе перестает подавать признаки жизни. Стоит отметить, что при этом втягивающее реле будет реагировать на поворот ключа зажигания характерными щелчками. Для проверки состояния щеток нужно снять заднюю крышку и извлечь щеткодержатель. Высота щетки должна быть не менее 12 мм.

Довольно частой поломкой является износ роликов в бендиксе — уменьшаются в диаметре и перестают блокировать в узкой части бендикса внешнюю и внутреннюю обойму, в результате прекращает вращаться его шестерня. В этом случае водители и сервисмены используют такой термин как буксующий бендикс. Данную неисправность можно устранить только заменой бендикса. Важно: бендикс должен легко вращаться в одном направлении, а в другом — стопориться, если иначе – деталь подлежит замене.

Работа электростартера завязана на вращении пускового якоря (работает по принципу электромотора). Со временем, в силу как механических, так и электрических повреждений он может перестать работать. Основной поломкой является заедание подвижной части якоря. Также проблема может крыться в высоковольтной проводке (может отсоединиться или окислиться). Проверка состояния обмотки якоря осуществляется с помощью специализированного стенда или омметра на присутствие следов коротких замыканий, если они есть, якорь подлежит замене. Обязательно нужно проверить зазоры между ламелями якоря на наличие грязи и в случае необходимости очистить их. Если на коллекторе якоря (место контакта со щетками) имеется выработка ее нужно зашлифовать мелкой «наждачкой».

В современном стартере могут упасть магниты, находящиеся в статоре. Теоретически эти магниты можно приклеить самостоятельно, но лучше устранение данной проблемы доверить профессионалам, так как есть риск перепутать полярность магнитов.

Стартер

При длительной эксплуатации изнашиваются опорные втулки, в которых вращается якорь. В результате на осях якоря появляется люфт и он начинает «болтаться». При наличии данной проблемы щетки неплотно прилегают к коллектору якоря и подгорают, из-за чего существенно снижается их ресурс. В запущенных ситуациях для устранения поломки приходится протачивать коллектор. При своевременном устранении недуга будет достаточно заменить втулки и щетки. Выявить проблему на ранней стадии удастся, если только проводить периодический контроль состояния щеток.

Износ подшипников. С изношенными подшипниками стартер сможет выполнять свои функции, но его работа будет сопровождаться сильными вибрациями и приведет к разрушению других частей механизма.

Износ шестерни обгонной муфты (бендикса) и маховика. На шестерню приходится самая большая нагрузка, которая со временем может привести к повреждениям ее зубьев. При неудовлетворительном состоянии шестерней бендикса работа электромотора будет сопровождаться треском или щелчками. При наличии сильного износа зубьев маховика будут возникать периодические трудности с запуском — в момент попадание зубьев шестерни бендикса на проблемный участок венца маховика появляются посторонние звуки, также стартер может вращается вхолостую.

Сборка

Прежде чем приступить к сборке электростартера, нужно удалить из его корпуса всю грязь, а затем смазать смазкой подшипники, втулки ротора и шлицы вала якоря. После этого можно приступать к его сборке (производится в обратном порядке) и проверке работоспособности механизма.

 

АвтоАвеню

Оцените пожалуйста статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

два × 2 =

Нажимая на кнопку отправить, я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных